Описание основной образовательной программы дошкольного образования муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 9 «Лесная сказка» п. Пластун»
Основная образовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9 п. Пластун» предназначена для работы с детьми от 1,5 до 7 лет. Программа дошкольного учреждения разработана на основании следующих нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования в РФ:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 года № 273-ФЗ)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 7. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования)
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 (Сан ПиН 2.4.1.3049-13)
- Парциальными программами, реализуемыми учреждением
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и строится на принципах:
- поддержки разнообразия детства
- сохранения уникальности и самоценности детства
- позитивной социализации ребенка
- личностно-развивающего и гуманистического характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Учреждения) и детей
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- сотрудничества Учреждения с семьей
- сетевого взаимодействия с организациями
- индивидуализации дошкольного образования
- возрастной адекватности образования
- развивающего вариативного образования
- полноты содержания и интеграции отдельных образовательных областей
Цель программы - формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (на основании ст. 64.п.1. Закона Российской Федерации «Об образовании»).
МКДОУ «Детский сад № 9 п. Пластун» посещают дети с 1,5 до 7 лет. Продолжительность пребывания детей – 10,5 часов. Программа реализуется в группах, укомплектованных по возрастному принципу: группы раннего возраста, группы младшего возраста, группы среднего возраста, группы старшего возраста, подготовительные к школе группы.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности:
- ранний возраст (1,5-3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто); общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка); восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок; двигательная активность
- дошкольный возраст (3-7 лет) -игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры); коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах); двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта (п. 2.9.).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (далее -парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Парциальные образовательные программы:
- Стеркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста
- цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру
- «Наш дом - природа» А. Рыжова, программа экологического образования
- цель: формирование основ экологической грамотности детей дошкольного возраста.
- «Мы живём в краю заповедном»,«Наш родной Приморский край» программы по формированию элементарных представлений об истории и культуре родного края авторского коллектива ДОУ
- цель: формирование у дошкольников элементарных представлений об истории и культуре родного края.
Одним из непременных условий воспитания ребенка в детском саду является взаимодействие с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями мы рассматриваем как социальное партнерство, что позволяет добиваться результатов в воспитании и обучении детей, подготовке к обучению в школе.
Модель взаимодействия ДОУ и родителей
Цель: взаимодействие ДОУ и семьи для успешного развития и реализации личности ребенка.
Задачи:
- создавать в ДОУ условия для взаимодействия с родителями
- планировать работу с родителями на основе анализа структуры семейного социума и психологического климата
- привлекать родителей к участию в жизнедеятельности ДОУ и управлении им
- оказывать помощь родителям в воспитательном процессе
Направления работы с родителями:
- изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности родителей
- вовлечение семьи в образовательный процесс
- культурно-просветительская работа (информирование, консультирование, просвещение)
- совместная деятельность МКДОУ и семьи
Формы работы:
- анкетирование
- родительские собрания
- управление ДОУ через родительские комитеты
- родительские уголки и информационные стенды
- участие в конкурсах, выставках
- дни отрытых дверей
- проведение досугов, субботников
- участие в создании развивающей среды
- тренинги
- теоретические и практические семинары
Результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализация творческого потенциала родителей и детей.
Отличительные особенности Программы
Направленность на развитие личности ребенка
- приоритет программы — воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его
Патриотическая направленность программы
- в Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим
Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей
- воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Нацеленность на дальнейшее образование
- программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимание того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей
Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей
- одной из главных задач, которую ставит Программа перед воспитателями, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности
Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка
- программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т. д.)
Детский сад осуществляет выполнение социального заказа родителей по познавательно-речевому развитию
- направленность ДОУ на экологическое воспитание детей, а также основы краеведения (приоритетное направление работы ДОУ)
Для осуществления образовательной деятельности на группе созданы рабочие программы педагогов.